Приручение пролетариата буржуазией

Отрывок из учебника «Диалектический материализм в теории и на практике» 1925 год. Скачать книгу F_Dingelshtedt_Dialekticheskiy_materializm_v_teorii_i_na_praktike_1925
Извращения классовой психологии.
Приручение пролетариата буржуазией.

Одним из вернейших способов притупления пролетарской «жажды борьбы» является практикуемая буржуазией тактика мелких подачек. Таким способом прежде всего приманиваются некоторые группы рабочего класса, более податливые к «крохам со стола хозяина». Но капитал применяет и другие, более серьезные, методы воздействия на всю толщу пролетариата.

Для более прочного затуманивания классового чутья пролетариата пытаются его заинтересовать политикой империализма и, в первую голову, колониальными завоеваниями. Воспитать в пролетариате паразитическое чувство по отношению к слабым народам отставших стран, пропитать пролетарскую массу буржуазными понятиями о взаимных отношениях культурных наций и диких рас, — вот заветное стремление капитала, при удаче которого классовая воля пролетариев была бы парализована и отдана в цепкие объятия империализма.

Первый почин социал-демократического оправдания колониального грабежа сделал в свое время еще патриарх социал-империализма— Бернштейн*). «Представление, что расширение колоний препятствуют успеху рабочего движения основано,—говорит он , — на очень устарелой идее, что осуществление социализма зависит от прогрессивного уменьшения числа обеспеченных лиц и от усиливающегося обеднения масс».Улучшение положения масс своего пролетариата за счет ограбления других порабощенных народов, таким образом, по мнению апостола ревизионизма, нисколько рабочему движению не вредит, а потому социал-демократии опасаться колониальной политики не следует. Тем более, говорит он, что «право диких на занимаемую ими территорию может признаваться лишь условно: на стороне высшей культуры здесь и высшее право».

metelka1918

Такое превращение некультурных народов колоний в навоз для преуспевания благородных культурных государств нашло себе подобающую оценку еще у Энгельса в его критике Дюринга, отстаивавшего «неотвратимую необходимость подчинения не только отдельных классов, но и целых естественных групп (т.-е. рас или народов), диктуемую «природным характером» этих групп». Энгельс резко протестует против попыток оправдать все позорные насилия цивилизованных хищников над отсталыми народами. Между прочим, он высказывается и против «гнусного поведения» русских в Туркестане. Столь же отрицательно Энгельс отзывается об английских рабочих, которые усердно соучаствуют в потреблении тех благ, которые несет с собой английская монополия на мировом рынке и в колониях.

К сожалению лицемерие, социал-шовинистов, пускающих в ход все усилия, чтобы отравить рабочий класс страшным ядом колонизаторства, пускает иногда в среде пролетариата довольно глубокие корни. Это один из сильнейших козырей, которыми капитал затемняет сознание масс. Если разжиганием вульгарного национализма натравить рабочих разных наций друг против друга удается лишь сравнительно редко, то идея культур-трегерства цивилизованных наций среди диких народов может, в известные моменты казаться гораздо более убедительной и длительно принижать революционную энергию пролетариев. Этим пользуются и это орудие часто пускают в ход руководители иностранной политики торжествующего капитализма для утверждения своего господства над миллиардным населением несчастных колоний *).

И за счет ограбления безгласных масс покоренных стран подкармливаются пролетарии господствующих наций ценой, конечно, отказа от классовой борьбы и во имя примирения с капиталом. Но противоестественная прививка колонизаторских настроений все же не может бесконечно долго заражать здоровое сознание пролетариата.

Бессмертная логика классовых противоречий рано или поздно отрезвляет загипнотизированную волю рабочего класса и он возвращается к своей подлинной интернационалистской психологии. Наиболее тяжелый вопрос современной международности—колониальный — в основе своей сводится к старой проблеме классового общества, к национальному вопросу: старое вино в новых мехах, старое содержание в новой оболочке.

Методы борьбы с этим злом — те же старые, испытанные методы борьбы со всяким националистическим мракобесием. И в этом смысле колониальный вопрос в своем социал-империалистском ореоле не дает ничего нового для практики пролетарской борьбы. Так же точно остается верным и старое положение, что только пролетариат сможет разрешить в полном объеме национально-колониальный вопрос и установить подлинное братство между народами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *